СЛОВАРЬ СПИДКУБЕРА
Привет и добро пожаловать в мир спидкубинга – скоростной сборки головоломок!
В этой статье собраны все основные и базовые термины, которые необходимо знать и различать любому куберу, чтобы общаться с другими спидкуберами на одном языке.
Надеемся, материал будет полезен.
WCA - World Cube Association - "Всемирная ассоциация кубика" - организация, объединяющая спидкуберов всего мира, контролирующая проведение соревнований по спидкубингу и хранящая результаты их участников.
Сайт WCA: www.worldcubeassociation.org
WCA дисциплины - дисциплины, которые собирают на время на официальных соревнованиях. В WCA дисциплины входят:
Кубик 2×2
Кубик 3×3
Кубик 4×4
Кубик 5×5
Кубик 6×6
Кубик 7×7
Пирамидка
Мегаминкс
Скьюб
Часы Рубика
Скваер-1
Кубик 3×3 одной рукой
Кубик 3×3 ногами
Кубик 3×3 на количество ходов
Кубик 3×3 с закрытыми глазами
Кубик 4×4 с закрытыми глазами
Кубик 5×5 с закрытыми глазами
Мультиблайнд
WCA делегат - человек, который следит за проведением официальных соревнований. Без WCA делегата невозможно проведение WCA соревнований.
Скрамбл - последовательность для запутывания головоломки, записанная соответствующим языком скрамблинга.
Пример скрамбла для кубика 3х3х3: L2 D R2 B2 U` R2 F2 L2 R` F2 U2 F D` L2 R B L2 R2.
Саб (от англ. sub) - английская приставка, обозначающая "ниже, чем, под".
В кубинге аналогично. Саб - меньше. Например саб20 будет означать, что головоломку решили меньше, чем за 20 секунд (например, 19.75 сек).
Сингл (от англ. single) - единичная попытка.
Average - Авг - среднее время из нескольких сборок без учета лучшей(-их) и худшей(-их) попыток. Такой формат подсчета среднего времени используется в большинстве WCA дисциплин.
Mean, mo - Мин - среднее время из нескольких сборок. Такой формат подсчета среднего времени на соревнованиях используется для кубиков 6×6 и 7×7 (mo3).
Блд (3блд, 4блд и т. д.) (от англ. blindfolded) - сборка вслепую (кубик 3×3, 4×4 и т. д.)
Кх (fm, fewest moves) - сборка на количество ходов. На соревнованиях на количество ходов собирают кубик 3×3.
Wf (with feets) - сборка ногами.
ТПС (от англ. turns per second, TPS) - повороты в секунду, или грубо говоря скорость сборки или выполнения алгоритма. Подсчитывается как ходы/время.
Пример: в сборке был 51 ход, сборка заняла 14.63 секунды.
ТПС=51:14.63=3.49 ходов в секунду.
Misscramble - ситуация, когда кубик неправильно заскрамблен, т. е. замешан.
CR - Continental Record - континентальный рекорд.
NR - National Record - национальный рекорд.
WR - World Record - мировой рекорд.
UWR - Unofficial World Record - неофициальный мировой рекорд, который мог быть поставлен на неофициальных соревнованиях или в домашних условиях.
PB - personal best - личный рекорд.
Cutoff - время, которое нужно преодолеть за первые 2 сборки в лучшую сторону, если это авг 5 (среднее из 5 сборок).
Лимит - время, отведённое на 5 сборок, которое нужно преодолеть.
Коло́р/Ка́лор/стикерлесс (от англ. color/stickerless) - вариант расцветки головоломки, при котором кубик или любая другая головоломка из цветного пластика без наклеек (пластик на разных гранях имеет разную расцветку, т. е. кубик, не нуждающийся в наклейках, грани которого уже окрашены в нужные цвета).
Мультиколо́р/мультика́лор (от англ. multiple color) - навык спидкубера, при котором он может собирать с любого цвета за примерно одинаковое время и имея примерно одинаковое время определения ситуаций и поиска элементов.
Лукахед (от англ. look ahead) - способность спидкубера просчитывать ходы и алгоритмы наперёд. В прямом переводе - смотреть вперёд.
Слоутёрн (от англ. slow turn) - метод тренировки лукахеда, когда сборка проходит с малым ТПСом, но без остановок. Собирая головоломку слоутёрном, спидкубер привыкает без спешки думать о дальнейших действиях.
Поп (от англ. pop) - ситуация, когда элемент(ы) головоломки вылетают из нее, что может быть связано с небрежностью, агрессивностью вращения, излишне расхлябанной настройкой головоломки или непродуманностью её строения.
Флип (от англ. flip) - ситуация, когда элемент головоломки перевернут на своём месте. Чаще под словом "флип" подразумевается переворот элемента, который исправим только механически, т. е. не алгоритмом.
Локап (от англ. lock up) - ситуация, когда один элемент головоломки цепляется за другой и застревает. Локапы могут быть связаны с излишней затянутостью или расхлябанностью головоломки, непродуманностью строения или стиля вращения.
Скип (от англ. skip) - пропуск какого-либо этапа сборки.
Фуллстеп/нонлак (от англ. full step, non-luck) - сборка без скипов.
Штрафы
1) Штраф +2 выдаётся за задержку инспекции менее, чем на 2 секунды или за один недоворот более, чем на 45° градусов для кубиков N×N×N, скваера-1, 36° для мегаминкса, 60° для пирамидки и скьюба.
2) Штраф DNF (Did Not Finished) выдаётся за задержку инспекции более чем на 2 секунды, за двойной недоворот более чем 45°, 36°, 60° (см. штраф +2).
3) Штраф DNS (Did Not Started) выдаётся за отказ делать сборку по какой-либо причине.
Реконструкция/река - пошаговая запись ходов, сделанных спидкубером в сборке головоломки, позволяющая увидеть все действия спидкубера от начала до конца сборки.
Пример: реконструкция сборки за 12.06
Scramble: L2 D R2 B2 U` R2 F2 L2 R` F2 U2 F D` L2 R B L2 R2
Inspection: x2
Cross: D2 R` F2 D` F R` F`
1 pair: U` L` U` L U L` U` L
2 pair: y U R U` R` U2 R U R`
3 pair: d R U R` R U R` U` R U R`
4 pair: y` L` U` L U y` U R U` R`
OLL: U` L` U` L U` L` U2 L
PLL: U2 y` L U2 L` U2 L F` L` U` L U L F L2 U
Time: 12.06
TPS: ~5.4
Автор жгёт, мочи ещё
Авторы*))